19 Июнь 2023

Мария Корень: «Мы должны об этом помнить»

В День медицинского работника в Инновационном культурном центре открылась выставка «Спасибо за жизнь», посвященная врачам, фельдшерам и медсёстрам и их напряженной работе во время пандемии COVID-19. Её авторами стали две екатеринбургские художницы: выпускница УрГАХУ Алёна Тунгусова и студентка этого вуза Мария Корень. Последняя ответила на вопросы о том, как создавалась экспозиция.

– Мария с чего началась работа над выставкой?
– Всё началось с обычного учебного задания, которое я получила в 2020 году. Преподаватель поставил задачу написать портрет современника. А все мы уже в тот момент жили в условиях пандемии, узнали, что такое масочный режим, самоизоляция, QR-коды. В больницах появились «красные зоны». Ежедневные выпуски новостей начинались с сообщений о статистике заболеваемости коронавирусом, а их главными героями становились врачи – люди, которые ежедневно, невзирая ни на что, спасали человеческие жизни. Вот так и родилась идея портрета, который я назвала «Рыцарь». Картину я несколько раз переделывала, прежде чем она приняла свой окончательный вид.

– И как зрители её восприняли? Оценили?
– Да и профессионалы в том числе. «Рыцарь» выставлялся в Новой Третьяковке. И после этого у нас с преподавателем родилась идея – создать серию картин, посвященную врачам. Идею поддержали в Министерстве культуры Свердловской области, выделили грант, и я приступила к работе.

– Люди, изображенные на портретах это реальные врачи или собирательные образы?
– Конечно, в основном на картинах представлены собирательные образы. Они возникали из рассказов пациентов ковидных госпиталей, из общения с самими врачами, из рассказов о их ежедневной работе. Но есть и конкретные люди. Например, на картине «Со смены» изображена реальная работница «скорой помощи». Я увидела её, когда возвращалась домой. Как зовут этого человека, в каком медучреждении она работает – не знаю. Но этот уставший взгляд, за которым кроется решимость любой ценой выполнить свое дело, так поразил меня, что я решила написать портрет. И на картине «Медсестра Настя из 24-й больницы» изображен реальный человек. Её история меня вдохновила.

– «Мобилизация», «Рыцарь»… Откуда такие «военные» образы в картинах о людях мирной профессии?
– Это пришло само собой. С началом пандемии врачи действительно мобилизовались. Как средневековые рыцари облачалась в кольчуги, так и они надевали защитные костюмы, маски и шли сражаться за человеческие жизни. И ещё одна деталь, которую я заметила. Руки врачей, которые поправляют маску и защитные очки, на мгновение застывают словно в воинском приветствии.
– Интересное наблюдение. На какие ещё детали ваших работ зрителям стоит обратить внимание?
– Например, в картине «Тяжелые будни» стоит обратить внимание на настенный календарь, который висит в кабинете безымянного терапевта. Что в нем необычного? В нем нет выходных дней. Только рабочие. А вообще, я уверена, что зрители, придя на выставку, сами отметят какие-то детали, испытают эмоции.
– Вместе с серией портретов на выставке представлены ещё и натюрморты, написанные Алёной Тунгусовой. Чем объяснить такое соседство?
– Всё просто. Цветы – это символ нашей благодарности врачам.

– И последний вопрос. Об окончании пандемии уже объявили. Тогда зачем эта выставка?
– Сейчас я не пишу картины на заказ и не хочу их продавать. Как бы высокопарно это не звучало – работаю для истории. Я хочу, чтобы люди помнили о том, что был в нашей истории такой непростой период. И о тех, благодаря кому мы его пережили.

13.02.2024

Внимание!!!

Запланированный на 14 февраля концерт в Виртуальном концертном зале «Классика без кодекса»…

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!