08 Апрель 2022

Анимационное волшебство

Сегодня, 8 апреля, отмечается День российской анимации

Инновационный культурный центр имеет самое непосредственное отношение к этому празднику, ведь с 2018 года у нас работает Студия анимации, возглавляемая известным уральским аниматором Сергеем Айнутдиновым. Накануне праздника специалисты Студии рассказали первоуральской газете «Толкучка» о своей работе. Публикуем эти рассказы для вас!

Оживляя персонажи

Екатерина Дунаева, художник-аниматор:

—  Я разрабатываю методы передачи художественного замысла режиссера и художника-постановщика через разные графические и анимационные программы, также курирую отдел художников-контуровщиков, художников по покраске, а еще веду занятия в детских группах Студии анимации, делюсь своим опытом и знаниями с подрастающим поколением.

Анимация — это то, к чему я стремилась с детства: художественная школа, архитектурный факультет, работа архитектором и рисование картин в свободное время. Рисовала и рисую с утра до ночи. И мне очень это нравилось. А открытие Студии анимации в Первоуральске решило мою дальнейшую судьбу.

В работе аниматора все важно и интересно. Нарисовать картинку — конечно, здорово, но создать персонаж, двигать его, видеть, как он оживает — просто волшебно! Каждый этап работы над мультфильмом по-своему увлекателен, начиная с чтения сценария, вживания в роль персонажей, «оживления» героя, наведения красоты.

Пиком карьеры для аниматора является создание собственного мультфильма. Это и есть моя профессиональная мечта. К этому я и стремлюсь.

Как аниматор я смотрю мультфильмы несколько раз. Первый раз, как обычный зритель, погружаясь в атмосферу, следя за сюжетом, персонажами, а когда смотрю второй и третий раз уже подмечаю фишки, которые знаю, изучаю или хочу им научиться.

Если посчитать сколько кадров необходимо для создания одной минуты качественного мультфильма, станет понятно, каким надо быть аниматору. Если в секунде 25 кадров, то для минуты потребуется порядка полутора тысяч кадров. Есть, конечно, хитрости, чтобы уменьшить их, но не существенно. Поэтому хороший аниматор должен быть очень терпеливым и усидчивым. И, конечно, надо уметь хорошо рисовать, работать в специальных программах, быть немножечко актером, чтобы представить себе персонажей.

Мультдокументы

Мария Хлынова, руководитель Студии:

— Мои рабочие будни не такие интересные, как у художников. У меня в основном административный функционал. Я и координатор, и немного администратор, и группа поддержки, иногда — движущая сила. Основная моя обязанность — сделать так, чтобы творческому коллективу не пришлось вникать в бумаги и организацию процесса. Художникам, звукорежиссерам, актерам это, как правило, сложно дается. Они мыслят другими материями.

А без документов мультфильма не будет. Оформить договоры с авторами, получить права на использование музыки, сценария, оплатить работу команды, скоординировать передачу прав на любое произведение в рамках проекта (например, движение руки любого персонажа — грубо говоря, тоже произведение)… Когда мультфильм зафинален, нужно оформить прокатное удостоверение, для этого передать копию фильма и документы в государственный архив, после — в Министерство культуры РФ. Все не так сложно, как кажется, но это достаточно скрупулезная работа — по частям, как пазл, собрать полный пакет документов и обезопасить всех в части авторских прав, гонораров и тому подобного.

Самое сложное в моей работе — найти подход ко множеству людей.

Не могу сказать, что стала каким-то другим зрителем с тех пор, как пришла работать в Студию. Но, пожалуй, теперь я смотрю мультфильмы не просто как мама, а немного понимаю механику процесса, подмечаю тонкости, оцениваю сложность производства.

Придя работать в Студию анимации, узнала, что на производство пятиминутного мультфильма уходит год. ГОД! Да, где-то можно чуть сократить этот срок, но не существенно. Ведь это — не просто нарисовать. Подготовить документацию, подобрать команду, но самое главное — найти ту самую идею, от которой у тебя и команды будут гореть глаза, над которой захочется работать и монотонные задачи не испугают и не умерят пыл, ведь ты понимаешь — результат будет классный, он того стоит.

И да, творческие люди работают только, что называется, с душой. Дополнительное направление работы Студии — социальные и коммерческие видеоролики с элементами анимации, анимированные заставки. И здесь, казалось бы, есть заказ — выполняй. Но нет. Только та же схема, что и с основной мультипликацией: пока команда не найдет подход, не прочувствует историю, не создаст идеальную картинку — не отдаст на суд зрителю.

Очень хочу полноценно попробовать себя в озвучивании мультфильма. И каждый раз, когда есть женский персонаж, что-то случается: пропадает голос от простуды, отправляют в командировку или приходится уходить в декретный отпуск. Поэтому пока в моем актерском портфолио только озвучка куниц в анимационном фильме «Про щелпов».

Не смотришь, а анализируешь

Александр Ляш, звукорежиссер:

— В мои обязанности входит создание звуковой дорожки анимационного фильма: запись синхронных шумов, создание звуковых эффектов, запись закадрового голоса или голосов актеров озвучивания, оформление

музыкального сопровождения, а также сведение готовой фонограммы. Нужно стараться чтобы звук «жил» вместе с картинкой, не тянул одеяло на себя, а лишь помогал создать более интересное повествование вместе с визуальной составляющей.

В работе над звуком анимационного кино у звукорежиссера развязаны руки, ведь добиваться строгого соответствия предмета или действия с привычным нам звуком абсолютно не нужно, а иногда и вредно. В мультфильме главное звуком подчеркнуть важность того или иного события в кадре, сделать его ярче или наоборот даже пропустить за ненадобностью. Звук — продолжение режиссерской задумки. Поэтому очень важно тесно взаимодействовать с режиссером фильма, а значит много спорить чтобы найти ту самую истину.

Самое сложное в работе находить общий язык с режиссером фильма в плане выбора звуковых решений. А интересно здесь буквально все, так как каждый новый фильм — это интереснейшая задача и стимул развиваться, делать что-то новое, вызывать правильные эмоции у зрителя.

С приходом в Студию у меня изменилось представление об объеме реальной работы над анимационным кино. Я открыл для себя, что на Урале живет множество замечательных художников, которые рисовали мультфильмы моего детства. В процессе работы над документальным фильмом «Тайны уральской анимации» узнал очень много об истории создания мультипликационных картин советского времени, техниках и технологиях, а также людях, имена которых мало кто уже помнит.

Просмотр мультфильмов, да и художественного кино, стал отличаться от того, который был до прихода в Студию. Теперь вместо того, чтобы наслаждаться сюжетом, приходится слушать озвучку, как записан и обработан тот или иной звук, анализировать и учиться.

 

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!