06 Ноябрь 2018

ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

 

В рамках проекта «Поэтические лаборатории» в ИКЦ прошел вечер черного юмора

«Поэтические лаборатории» стартовали в Инновационном культурном центре в марте этого года. Его вдохновитель — журналист и поэтесса Лариса Прудникова. Весной в рамках «Лабораторий» говорили о сонетах, рубаи и хокку, пирожках, порошках и прочих. На третьей поэтической встрече было предложено обсудить черный юмор.

Выяснилось, что черный юмор —  это вовсе не проявление крайней степени цинизма, а попытка осознать и принять такие сложные жизненные реалии, как смерть, болезни, несправедливость. Терапевтическая роль черного юмора заключается в снятии напряжения с проблемных тем.

Возникновение черного юмора можно наблюдать у французских символистов. И каждый социальный кризис выводил этот жанр на новый уровень, потому как любые проблемы в обществе неизбежно приводили к расцвету черного юмора, как способу примириться с невзгодами.

Одно из направлений черного юмора — эпитафии. Не везде к окончанию земного пути относятся с тоской, в некоторых странах смерть расценивают как вполне позитивное явление. Поэтому и эпитафии вызывают улыбку. Например, в Мексике можно увидеть на надгробных камнях такие строки: «Он был примерным мужем, отличным отцом, но плохим электриком».

Вслед за Мексикой полные черного юмора эпитафии стали наводнять и Россию, правда, пока только виртуальную. С 2009 года в рунете проводится конкурс эпитафий «Под камнем сим». Его организатор Наталья Харса специально для «Лаборатории черного юмора» записала несколько видеообращений, в которых зачитала самые яркие эпитафии, присланные участниками «Под камнем сим».

Еще одно направление черного юмора — стишки-садюшки, они же садистские стишки и злые стишки. Появились эти стихи в СССР в конце 70-х – начале 80-х и «расцвели» в 90-е. Их можно считать своеобразным протестом против идеализированного советского детства. Одновременно садюшки являются своеобразным сводом правил техники безопасности, которые воздействуют на подростков доходчивее, чем родительские запреты.

Сюжеты садюшек всегда катастрофичны, полны страданий и боли.

Авторы садистских стишков выросли, усвоили технику безопасности, однако желания творить, как и чувства юмора, не растеряли. Поэтому, как отмечает Лариса Прудникова, вывели отечественный народный черный юмор на более высокий уровень, начав писать депрессяшки.

Депрессяшки, несмотря на молодость, имеют свои железные правила написания: трехстопный хорей, двусложная стопа, ударение на каждый первый слог. Исключения возможны, но только в редких случаях.

Самые смелые участники «Лаборатории черного юмора» могли попробовать себя в обсужденных жанрах и написать эпитафию, садюшку или депрессяшку.

В качестве бонуса в финале «Лаборатории черного юмора» прозвучали прозаические юмористические «страшилки» «Нечто» и «Про грибы» Дарьи Бобылевой из Москвы.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!