15 Февраль 2017

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ УНИКАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ В ИННОВАЦИОННОМ КУЛЬТУРНОМ ЦЕНТРЕ

Реализуя одно из направлений уставной деятельности: содействие возрождению и развитию местных традиционных промыслов и ремёсел,

в государственном автономном учреждении культуры Свердловской области «Инновационный культурный центр», 10 февраля 2017 года состоялось торжественное открытие уникальной выставки «НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ», предоставленной Свердловским региональным общественным Фондом «Возрождение Невьянской иконописи и народных художественных промыслов».

Выставка в таком масштабе и составе (старинная и современная Невьянская иконы вместе) для всеобщего обозрения демонстрируется впервые и не случайно в Инновационном культурном центре. Организаторы учли тот факт, что, на сегодняшний день, Свердловский Инновационный культурный центр — первый и пока единственный подобный объект в России, который располагается в Первоуральске — городе с богатыми промышленными и культурными традициями.

— День 10 февраля необычный. Если заглянуть в церковный календарь, это начало празднования памяти всех уральских святых, — отметил Благочинный Первоуральского церковного округа Константин Савченко, с благословения которого, началось торжественная церемония открытия выставки.  — Иконопись, это необычный вид искусства. Он не мог возникнуть сам по себе обособленно только потому, что кому-то захотелось красиво изобразить. Любой уважающий себя иконописец считал, что пишет не он, а сам господь, поэтому жизнь иконописца проходит в подвиге поста и молитвы. Он должен сотворить окно в царство Божие. Сегодня  мы собрались не только для того, чтобы полюбоваться искусством мастеров уральских, но и по возможности  прикоснуться к духовному миру. И я рад, что Инновационный культурный центр взял такую высокую планку и продвигает нравственные и культурные традиции нашего народа. Тем более, многим людям трудно переступить порог церкви, а здесь они могут почувствовать свою причастность не только к искусству, но и к вере. Я порекомендую и старшему духовенству, и прихожанам организовать сюда паломнические походы.

Центральное место в экспозиции заняла икона Николая Чудотворца — эталон уральской старообрядческой школы иконописи. Более десяти предыдущих лет её могли лицезреть лишь посетители музея Фонда в Невьянске, так как по причине своей ветхости (написана в XVIII веке) она никуда не вывозилась. Чудотворным образом в последнее время процесс разрушения прекратился, а состояние иконы стабилизировалось.

Теперь жители Свердловской области и гости региона имеют уникальную возможность увидеть два десятка шедевров иконописного искусства.  Причем,  некоторые лучшие работы современной школы Невьянской иконописи демонстрируются на выставке впервые.

— Свердловская область гордится тем, что уральская школа иконописи сохранена, и развивается достаточно серьезно. В уникальном многообразии культурно-исторического наследия «Невьянская икона», как явление, занимает особое место и как вид особой иконописи, и как вид декоративно-прикладного искусства и промысла, — отметила в своей приветственной речи заместитель Министра культуры Свердловской области, Галина Юрьевна Головина.

Главным экскурсоводом вечера, стала председатель Свердловского регионального общественного Фонда «Возрождение Невьянской иконописи и народных художественных промыслов» Наталья Петровна Савкина.

— Подходите поближе, икону надо рассматривать и любить, — просит собравшихся Наталья Петровна. — Если вы хоть раз внимательно рассмотрите творчество наших старинных и современных мастеров, больше уже не спутаете невьянскую икону ни с какой другой. Вот здесь, видите, красный слой сквозь золото просвечивает? Именно он и придает иконе благородность и праздничность. Ни в одной иконописной традиции XVIII — XIX веков не было сплошного золочения. Мы его встречаем только в невьянской иконе. Пухлые щечки, чуть навыкате глаза с припухлыми веками, тонкий прямой с маленькой горбинкой нос и всегда чуть улыбающиеся губы — вот она наша невьянская икона. Любите ее!

Кроме того, на церемонии открытия были выставлены складни, изготовленные в мастерских Фонда с использованием драгоценных камней и металлов.

— Иконы — это произведения искусства или объекты культа. Старым можно молиться, новые со временем тоже наберут определенную энергетику, помимо той, что уже вложил в нее мастер,  — делится впечатлениями от выставки генеральный директор Инновационного культурного центра, Николай Викторович Михайлов.

Депутат Законодательного Собрания Свердловской области, Управляющий директор ОАО ПНТЗ  Алексей Иванович Дронов, отметил, что он часто бывает в Инновационном культурном центре. Ему нравится, что здесь сложилась своя субкультура. И если раньше упор был на техническое инновационное направление, то сейчас все больше вторая буква аббревиатуры – культурный — обретает особый смысл.

— Это наше наследие, его надо помнить. Уверен, что жители Первоуральска и Свердловской области обязательно посетят Инновационный культурный центр и эту выставку, — подытожил официальную часть мероприятия, исполняющий обязанности Главы Администрации городского округа Первоуральск Валерий Александрович Хорев.

Историческая справка.

Невьянская икона —  яркое явление старообрядческого искусства XVIII-XIX веков. Свое название феномен позаимствовал у города Невьянска — первой столицы уральских владений Демидовых и духовного центра Уральского старообрядчества. Здесь жили и работали династии талантливых мастеров, определивших своеобразную стилистику иконописи. Это даёт основание говорить о Невьянской иконописной школе как об уникальном самостоятельном явлении.

О раннем периоде невьянской иконописи сохранились только предания. В одной из легенд говорится о старце Григории. Никто не помнит, когда и откуда пришёл он в наш край, поселившись недалеко от Невьянска, на Весёлых горах. Он жил на скале в уединении и писал иконы. Умер старец Григорий в 1731 году. Его могила на Весёлых горах почитаема местными старообрядцами до сих пор.

В начале XVIII века после «выгонок» с Верхней Волги, Кержанца и районов, пограничных с Польшей, на Урал хлынули массы старообрядцев, найдя покровительство заводских властей и возможность свободного исповедования веры по старым канонам и обрядам. Невьянский завод стал духовным центром старообрядчества. Среди его жителей были и мастера иконописного промысла. Почти все лучшие уральские иконописцы XVIII и XIX веков жили в Невьянске: династии старообрядцев Богатырёвых, Чернобровиных, Романовых, Филатовых, Малыгановых, Заверткиных. Они создали феномен художественной культуры горнозаводского Урала. Невьянская иконописная школа отличается верностью принципам древнерусского искусства, выражающего своё видение мира в качестве творения Божьего. Икона воплотила идеал уральского мастерового люда об истине, добре и красоте.

Во второй половине XIX века икона уподобилась предмету роскоши, символизируя богатство или социальное положение заказчика. Позолота и инкрустация вытеснили живопись. Этот период невьянской иконописи искусствоведы считают периодом упадка.

История возрождения невьянской иконописной школы началась в 1994 году, когда было зарегистрировано АОЗТ «Старый Невьянск», обладающее эксклюзивным правом на технологию «Способ получения уплотнённой модифицированной древесины и изделий из неё», не имеющей аналогов в мировой практике. На протяжении нескольких лет общество «Старый Невьянск» занималось изготовлением икон, сувенирной продукции, росписью по дереву на объёме.

21 февраля 2002 года на этой производственной базе, при поддержке Фонда Губернаторских программ и правительства Свердловской области, был создан Свердловский региональный общественный фонд «Возрождение Невьянской иконописи и народных художественных промыслов». За время его существования подготовлен ряд мастеров-иконописцев мирового уровня: Юлия Ческидова, Людмила Терентьева, Елена Николаева, Диана Карачарова и другие. Фондом созданы ремесленные цеха мастеров народных промыслов: роспись по дереву, шитьё бисером, резьба по дереву. Специалисты Фонда не только возродили традиционную Невьянскую иконопись, но и создали принципиально новое творческое направление — объёмная икона на меди, украшенная камнями.

Работы мастеров Фонда представлены в храмах Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новоуральска, Невьянска и других городов России и мира. Икона «Умиление» передана в дар королеве Великобритании и выставлена в Букингемском дворце. В свое время трёхстворчатый складень с иконами Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла передан в дар Президенту России. Именное пасхальное яйцо, выполненное мастерами Фонда, преподнесено Губернатором Свердловской области Александром Мишариным Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. На IV православной международной выставке «От покаяния к воскресению России» (Екатеринбург, 2008) работы мастеров Фонда были отмечены золотой медалью.

В музее, созданном Фондом в 2003 году, представлена коллекция старинных икон мастеров XVII-XIX веков. Здесь можно увидеть иконы практически всех направлений: от великолепной Невьянской подписной иконы «Спас Нерукотворный» до образцов простой народной иконы; от образа Богоматери Тихвинской, возраст которой насчитывает более трёхсот лет, до икон начала ХХ века. Представлено так же литьё XVIII-XIX веков: распятия, образки, складни.

Высокую оценку деятельности Фонда, по итогам посещения музея, дали в своё время министр культуры России Александр Соколов, Председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин, Архимандрит Тихон, принц Майкл Кентский и другие официальные лица.

Выставка продлится до 14.05.2017 г.

Экскурсии по выставке проводятся ежедневно с 10-00 до 18-00. Стоимость — 30 рублей с человека (для групп от 10 человек). Продолжительность — 40-45 минут.

Запись по телефону: (343)288-76-54 (доб. 120)

 

24.04.2024

«Общественное признание»

Сотрудники информационно-библиотечного центра ИКЦ регулярно подтверждают свою высокую квалификацию. Например, главный специалист…

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!