02 Февраль 2017

ВЫСТАВКА «ПУТЬ К НЕБУ»

1 февраля 2017 г, в Инновационном культурном центре, на 0 этаже, открылась выставка живописи, графики, фотографии: «Путь к Небу».

Выставка предоставлена Евразийским фондом национального наследия «Строганофф».

Арт-проект Валерия Хасанова и Надежды Иапо.

Автор проекта «Путь к Небу» —  галерист Надежда Иапо, работающая с частными коллекционерами Европы и известная организацией закрытых показов художественных работ. Деятельность Надежды началась в 1997 году с создания галереи «Небо» и выставок в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Доме Союза художников (Нижний Тагил), Екатеринбургском музее изобразительных искусств. С 2002 года Надежда Иапо собирает частную коллекцию, которая включает в себя живопись, графику, медальное бронзовое литье, батик, предметы антиквариата.

Арт-проект «Путь к Небу» призван представить Валерия Хасанова – талантливого, яркого художника. Как правило, Надежда Иапо выставляет и предметы из собственного архива. В данном случае это будут фотографии, соответствующие тому периоду творчества Хасанова, которое представлено на выставке.

Хасанов Валерий

Родился 2 октября 1966 г в г. Андижан, Узбекистан

1983 — закончил УПК по специальности художник-оформитель

1988 — окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского

педагогического института

1989 — 1998 работал на кафедре живописи художественно-графического факультета НТГПИ

1998 — работает преподавателем в ДХШ-1 г. Нижний Тагил

1995 — член союза художников России

2000 — стипендиат Министерства культуры Свердловской области

«Там-м-м – поют древние бубны. Там-м-м, там-м… Сдержанное напряжение звука от туго натянутой кожи. Цвет звука – такой же затяжной, сдержанный, серо-бежевый. В нем много оттенков – от слабо вспыхивающих мажорных грязноватых розовых и голубо-зеленых нот, до низких, ворчливо-теплых; но все они одной тональности, постепенно гаснущей и замирающей. И вдруг рядом – резкая, бьющая по нервам дробной перевитью сочного пестрого в цвете узора натянутой дуги гигантского восточного веера. А следом – тягомотно раскинувшаяся болотная тишина повисшего невода или акционистская какофония красного или желтого.

Все это работы Валерия Хасанова – тагильского художника с восточными корнями. Абсолютно узнаваемая, формально-образная живопись, стоящая на стыке европейской и восточной культур.  Последнее породило в работах художника форсированные цвето-тональные отношения, радикально-экспрессионистическую живописную манеру, бессознательную архетипическую привязанность к образам. В его картинах мы не видим размышлений, скорее это энергетический выплеск, нервный пульс, передающий полнокровное ощущение жизни художником.  Большую часть творчества Валерия Хасанова составляет живопись, хотя он с удовольствием работает и в графике, а порой и с объектами.

В работах Валерия Хасанова зритель не увидит прямого отражения проблем современности. Столь намеренное отчуждение художника от жизни соответствует восприятию окружающего мира его поколением, для которого форма и движение линий оказались важнее, чем повествовательное изображение повседневных явлений и вынесение оценивающего вердикта. Упор на пластике и пространстве, критический взгляд на любую фигуративность составляют силу его искусства и сближают художника с Нео экспрессионизмом, возродившимся в Европе еще в конце семидесятых, и позднее — уже в девяностых, в России, а спонтанность и быстрота жестов – с ташизмом. Так в работах «Камни» (1994) или «Красный узор» (1997) техника формообразования передает своего рода разряд какой-то внутренней энергии, идущей из глубины, который художник лишь ловит и спешит передать на холст. Данное «видение через руку», по меткому замечанию философа В. Подорги, сродни «ритмам телесного чувства».

Превалирующий в творчестве В. Хасанова экспрессионистский тип мышления, основывающийся на традициях первой половины столетия и открывающий доступ к не фигуративным, беспредметным композициям, позволяет художнику привнести в искусство в высшей степени субъективные представления о манере письма, цвете. Хасанов – художник эмоциональный, явного импульсивно-экстравертного типа, который ищет в живописи не столько результатов, сколько упоения, а в нем – самого себя.

Поверхность картины он, собственно, превращает в пространство переживаний и наносит краски на холст энергичными движениями, часто даже с акционистской живописной яростью. Личностное волнение в его работах можно детально проследить через движение кисти и нанесение краски, через утолщения или тонкие лессировки. Передача эмоций фиксируется, прежде всего, в соответствии с возможностями выбранного цвета.

Художественное мышление Хасанова не оперирует подтекстами. Сюжеты и интриги его работ сводятся к поиску острого визуального впечатления. В основе одних работ художника лежит первичный импульс от конкретного предмета – веера, чаши, цветка, купола храма, которые отражают рефлексию художника на тему восточного орнамента или весенней нежности. Подобное смысловое цитирование форм позволяет живописцу создать своего рода визуальный код, знак, оперирующий нашим сознанием. Таковы работы «Натюрморт с пиалой» (1990), «Сфера» (2001) или «Восточный мотив» (2001).

В других картинах – полностью абстрактных, художник стремится к артикуляции своих собственных переживаний посредством лишь цвета и мазка. Но и в том и в другом случае можно говорить о многослойности эмоциональных состояний, в которых проявляются стрессовые и даже медитативные аспекты. Так в живописном холсте «Молитва», который появился как своеобразный отклик на напечатанные на бумаге восточные молитвы, в укрупненных размерах не теряется выразительная интимность. А спокойная, едва вздрогнувшая волна, совмещенная с жестким ромбом (картина-объект «Для Востока», 1997) – явное самопогружение, внутреннее единство. Напротив, сочная активность работ «Ландшафт — 2», «Ландшафт – 3» (1994), где один многоцветный, многотональный слой перекрывается другим, порой ровно локальным слоем, открывает личное волнение, внутреннее переживание, сходное со стрессом. Валерий Хасанов один из ярких представителей тагильского искусства конца XX – начала XXI вв., художник – который внес в его развитие яркую ноту, сумев в своем творчестве и остаться явным приверженцем национальных традиций – орнаментальных, колористических, смысловых, адаптированных в современное искусство, и в то же время ясно понимающим и чувствующим пульс европейских постмодернистских ходов».

Елена Ильина, искусствовед

Выставка продлится до 12.03.2017 г.

Экскурсии по выставке проводятся ежедневно с 10-00 до 18-00. Стоимость — 30 рублей с человека (для групп от 10 человек). Продолжительность — 40-45 минут.

Запись по телефону: (343)288-76-54 (доб. 120)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!