11 Июнь 2020

Со сцены — в окопы

Мы продолжаем цикл публикаций на тему культурной жизни Урала в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня мы расскажем о том, как переживал это нелегкое время Свердловский театр музыкальной комедии.

Театр оперетты — будущий Театр музкомедии — был открыт в Свердловске в 1933 году. Основателем и первым директором театра стал молодой актер театра драмы Леонид Луккер. Первоначально у театра не было своего здания, спектакли давались на арендованных площадках. Труппа собиралась по всей стране. Три творческих коллектива составили единый ансамбль: гастрольная труппа с Украины, числившаяся за Смоленским управлением зрелищных предприятий, несколько ленинградских актеров и выпускники Московского хореографического училища.

Театр открылся спектаклем «Роз-Мари» Рудольфа Фримля и Герберта Стотгарта в постановке лениградского режиссера Алексея Феона.

Великая Отечественная война застала труппу театра в Москве — это были первые гастроли Музкомедии. Путь домой был тяжелым, артисты добирались разными путями, по дороге даже пришлось рыть окопы. Многие сразу по прибытии в Свердловск ушли на фронт. Так, на полях сражений пали 33 артиста Свердловской музкомедии. Их имена высечены на памятной доске, висящей в зрительном зале.

Во время Великой Отечественной войны формируются концертные бригады из актеров и музыкантов различных театров. В том числе и из Музкомедии. Они выступали на передовой, перед ранеными в госпиталях.

Но и в самом театре в военное время шла напряженная работа. Артисты работали на износ, сутками напролет: при норме в десять спектаклей в месяц они ставили в два раза больше. Выступали не только в самом театре, но и на других площадках, поддерживали работников заводов, раненых в госпиталях. Часто концерты начинались поздно ночью, чтобы зрители успели прийти после вечерней смены. Люди стремились в театр ради успокоения и надежды. Зал всегда был полон. Двери Свердловской музкомедии не закрывались никогда. Вечерами в фойе театра устраивались танцы, назначались свидания.

В военное время ставилось множество премьерных спектаклей. Поставленная в 1944 году комедия Владимира Щербачева «Табачный капитан» была удостоена Сталинской премии. Постановку ждал ошеломляющий успех.

Но артисты театра оказывали не только духовную поддержку обществу. В перерывах между спектаклями они мыли палаты в госпиталях, чинили солдатскую униформу, стирали бинты. Звезда театра Мария Викс на собственные сбережения приобрела для фронта самолет. На деньги, вырученные артистами от дополнительных концертов, приобреталась военная техника для фронта, например, три танка Т-34, на которых была нанесена надпись: «Свердловский артист Музкомедии».

Во время войны актеров практически обожествляли. Часто вместо цветов зрители приносили на сцену в авоськах еду. Актеры, как и многие в те годы, терпели голод. На сцене случались голодные обмороки. Чтобы избежать случаев дистрофии среди артистов, Театр музкомедии для обеспечения питанием прикрепили к Первоуральскому новотрубному заводу.

Три артиста — Мария Викс, Анатолий Маренич и Полина Емельянова — прославили театр далеко за пределами родного Свердловска.

Мария Викс (1910 – 1990) родилась недалеко от Иркутска. Учась в гимназии, занималась пением. После учебы дебютировала на сцене Иркутского театра, позже гастролировала по Дальнему Востоку в составе Ленинградского театра музыкальной комедии. В 1933 году была приглашена в Свердловскую музкомедию. Участница первого спектакля театра «Роз-Мари». Амплуа Марии Викс — лирическая героиня, обладательница большого артистического обаяния и красивого лирико-колоратурного сопрано. В 1946 году награждена Сталинской премией второй степени за исполнение роли маркизы де Курси в спектакле «Табачный капитан». Театральные мемуары Марии Викс «Спасибо, память» были изданы в 2003 году.

Анатолий Маренич (1905 – 1972) родился на Украине. В 1920-е играл в труппах разных городов СССР, а с 1933 года стал артистом Свердловской музкомедии. За 25 лет творческой жизни Анатолия Маренича полюбили не только на Урале, но и везде, где побывал с гастролями Свердловский театр. Его искусство — веселое, яркое, жизнерадостное, покоряющее сразу и навсегда. Маренич воплотил творческое кредо Свердловской музкомедии: оперетта — это не только смех и развлечение, но и достойное уважения искусство. Актер по праву считался одним из лучших в стране комиков в жанре оперетты.

Супруга Анатолия Маренича, артистка Полина Емельянова (1907 – 1983) также была родом с Украины. Она окончила балетную школу в 1923 году и начала работать в Передвижном театре оперетты, работавшем на Кавказе. В начале 1930-х Полина Емельянова гастролирует с труппой по Украине. Вся труппа получает приглашение работать в Свердловский театр музкомедии. Актриса обладала чувством комического, умела создавать острые, живые, гротескные сценические характеры. Вместе с мужем они составляли один из самых ярких творческих дуэтов театра. Емельянова была настоящей звездой, в билетной кассе всегда стояла очередь на спектакли с ее участием. В 1944 году актрисе было присуждено звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1946 году за роль мадам Нитуш в «Табачном капитане» она была удостоена Сталинской премии второй степени.

Фотографии для выставки предоставлены Государственным Эрмитажем (Санкт-Петербург), Государственным архивом Свердловской области (ГАСО), Свердловской областной универсальной научной библиотекой им. В. Г. Белинского, Центром документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), Государственным архивом административных органов Свердловской области (ГААОСО), Государственным архивом в г. Ирбите, Государственным архивом в г. Красноуфимске.

09.04.2024

Встречи с писателями

20 апреля в ИКЦ пройдет всероссийская акция, посвященная литературе и чтению –…

04.04.2024

Снова среди лучших!

Сотрудники «Школы олимпиадного программирования» продолжают подтверждать свой высокий профессиональный уровень. Так, ведущий…

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!