21 Февраль 2020

Главное — возможность объединения

Танцуя чувства

Творческие мастер-классы — прекрасный способ адаптации для людей с инвалидностью. А для тех, у кого инвалидности нет — возможность научиться взаимодействовать с теми, у кого она есть. Ведь не секрет, что у многих из нас общение с людьми с особенностями вызывает смущение, а иногда и страх. Совместное творчество помогает избавиться от опасений.

От скованности и зажатости помогала избавиться руководитель студии инклюзивного танца «Виват», член всемирной ассоциации инклюзивного танца WIDA, член оргкомитета международного фестиваля «INCLUSIVE ART» Елена Гнусарева на мастер-классе по танцевальной импровизации.

Первые задания давались не просто. Участникам мастер-класса было сложно выполнять даже самые элементарные движения — смущение сковывало их. Однако спустя час они освоились: стали общительнее, улыбчивее, активнее.

—  Танцевальная импровизация позволяет самовыразиться. Простым языком тела, которым владеет человек, донести те переживания и чувства, которые переполняют его в данный момент, — говорит Елена Гнусарева. — Люди впервые столкнулись друг с другом, поэтому в первые моменты их переполняли страх и недоумение: чем мы будем заниматься, что я должен буду делать вместе с этими людьми, которых вижу в первый раз? Но благодаря упражнениям эти зажимы снялись. Мы пережили разные эмоциональные состояния: радости, восторга, печали, грусти. Попытались наработать танцевальную лексику, изобразив природные стихии: воду, воздух.

Примечательно, что, люди, боявшиеся в начале занятия поднять от пола глаза, после окончания мастер-класса, с воодушевлением спрашивали, когда можно будет снова прийти потанцевать.

Музыка гармонии

На мастер-классе от социального музыканта, лечебного педагога, руководителя творческой мастерской «Вместе» и фолк-группы «Птица» Наталии Машановой не только танцевали, но и пели, и играли на диковинных музыкальных инструментах.

Образовав круг, участники мастер-класса учились налаживать социальное взаимодействие при помощи взглядов, прикосновений, ритма, движений.

Казалось бы, совсем не сложно выполнить простые движения в паре со своим партнером. Но оказалось, это не так просто: попадать в такт, подстроится под стоящего напротив человека, запомнить порядок действий. Даже смотреть в глаза — уже серьезное испытание.

Завершается мастер-класс удивительной коллективной музыкальной импровизацией. Два десятка людей играют на глюкофоне, круговом ксилофоне, кантеле, инструментах, имитирующих шум моря, гром, глокеншпилях. Играют без нот и заранее оговоренного ритма, каждый свое, вплетая звучание инструмента в общую мелодию. Звучит музыка, в которой явственно слышен «голос» дождя, уходящей грозы, теплого ветра, тропического леса. Повторить мелодию нельзя, как нельзя вернуть пережитые ощущения, которые оставляют в памяти светлые воспоминания, делающие душу чище.

— Таких мастер-классов в городе еще не было. Поэтому я решил попробовать себя раскрыть, — поделился Евгений Коротаев. — Никогда не играл до этого ни на каких музыкальных инструментах. Мне понравилось. Очень успокаивающая музыка получилась у нас, которая помогла найти внутреннюю гармонию. Учится взаимодействовать, смотреть друг другу в глаза, касаться ладонями — тоже было интересно. Тем более, что смотреть в глаза всегда трудно.

— Все, конечно, устали, выдохлись, не ожидали, что будет такой напор, — рассказывает Наталия Машанова. — Зато все раскрылись в финальной музыкальной импровизации. Все растворились, расслабились и на смену социальному взаимодействию пришло взаимодействие внутреннее.

Никто не осудит

Мастер-класс по социальной живописи собрал тех, кто любит рисовать. Его провела социальный терапевт, куратор творческой мастерской «Особые дизайнеры» Эльвира Кивель.

— Здесь собрались непрофессиональные художники. Но мы уверены, что рисовать могут все, независимо от того, есть у человека особенности или нет, — говорит Эльвира. — Главное — это встреча, цвета, краски, возможность объединения.

Создавать коллективные работы участники мастер-класса начинают с завязанными глазами: вслепую выбирают цвет, ориентируясь на запах, ощущения, вслепую наносят краску на полотно. Такую технику создания картин предложил художник Борис Хоханов в проекте «Живопись слепых».

После все вместе решают, на что похожа получившаяся абстракция, и дорабатывают ее. Так, на одном из полотен появляется птица, на другом — рыба.

Наблюдать за процессом сотворчества очень интересно: каждый вносит свою лепту в создание общей работы — здесь еще один мазок кистью, там брызги краски или напыление из блесток.

— Социальная живопись — не предметная. Это абстракция, выражения наших, чувств, мыслей, эмоций именно в этот момент. Это нельзя повторить. Зато можно почувствовать себя детьми, когда не страшно и можно творить без шаблонов, — поясняет Эльвира Кивель. — В процессе человек открывается, расслабляется, когда понимает, что его не будут судить, а принимают таким, какой он есть.

Напомним, что в рамках проекта «Школа мастерства. От модерна к русскому авангарду» прошел тренинг с руководителем программ доступности Государственного исторического музея (Москва) Владом Колесниковым, на котором обсуждались вопросы доступности и инклюзии в музеях, работают творческие лаборатории, итогом которых станет создание арт-объектов, доступных для восприятия людей с любыми формами инвалидности.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!