СЕРГЕЙ ПУРГИН — О БАЛЕТЕ «СЛЕЗЫ ЭРОСА» — ГАУК СО "Инновационный культурный центр"
СЕРГЕЙ ПУРГИН — О БАЛЕТЕ «СЛЕЗЫ ЭРОСА»

Балет «Слезы Эроса», как видно из названия, идет по следам известного эссе Жоржа Батая. Философ исследовал связь эротизма (l’érotisme) и смерти: только у человека возможна интенсивность переживания («эротизм»), в основе своей связанная с сознанием конечности нашей жизни.  В танце, придуманном Фабио Лопезом, рождается Любовь-Эрос, который в самом себе всегда несет – трагедию! Он действительно является на сцене в финале спектакля – трагический, плачущий Эрос! Мотив, несомненно, знакомый и близкий нам по русской литературе, театру, музыке…

Все помнят «поединок роковой» в денисьевском цикле Тютчева. Не случайно в сложный узор замысла хореографа важной, если не главной, нитью вплетается музыка П.И. Чайковского. (Следует заметить мимоходом, что Фабио Лопез не только знаток музыки, но и профессиональный музыкант!) «Воспоминание о Флоренции», и знаменитое анданте из Пятой симфонии, и романс на стихи Тютчева…

В этой связи, екатеринбургский зритель, без сомнения, вспомнит великолепный спектакль «Magifique» на музыку Чайковского, показанный Тьерри Маланденом и его танцовщиками прошлой осенью на сцене Екатеринбургского театра драмы. Фабио Лопез, в свое время танцевавший в компании Мориса Бежара, в настоящее время является танцовщиком руководимого Маланденом Ballet Biarritz… В этом первом полномасштабном танцевальном спектакле хореографа Фабио Лопеса угадывается влияние его учителей: истинно бежаровская красота, изящный юмор и лукавство Тьерри Маландена.

Истоки замысла, разумеется, гораздо сложнее и не исчерпываются импульсами, полученными от Ж. Батая. Как рассказывает сам хореограф, важную роль сыграла знаменитая пятая песнь «Ада» Данте, равно, как и музыка Чайковского и Рахманинова, посвященная трагическим образам Паоло и Франчески. По словам Борхеса, влюбленные, «будучи неразлучны, в самом аду обретают райскую судьбу».

Но Фабио Лопез хотел бы вызвать в фантазии зрителя и образы двух других женщин: «Офелии, самоубийцы, и непокорной Джульетты»…  Как мы можем заметить, балет рождается в самом средоточии культурного опыта. Но этот опыт пытается быть воскрешен и обновлен импульсами современного танца, современной пластики – эросом современного искусства!..

Екатеринбург вместе с балетом Фабио Лопеса «Слезы Эроса», как будто становится на один шаг ближе к Европе…

Сергей Петрович Пургин