Предводитель звуков
20 июля 2021

Один из звукорежиссеров Студии анимации ИКЦ знакомит со своей работой

Пульты с рядами бегунков и разноцветными лампочками, полумрак, микрофон на длинной ноге, которая именуется «журавлем» — это студия звукозаписи Студии анимации ИКЦ. Здесь царят звукорежиссеры — люди, которые могут, не выходя из комнаты, «вызвать» дождь, «пробежаться» по крышам, «услышать» ветер.

— Звукорежиссер — человек, который занимается производством звука. Сначала ему надо придумать, что именно будет звучать в этом фильме, мультфильме, рекламном ролике, а потом воплотить задуманное. Либо самому, либо при помощи других — звукооператоров, актеров озвучания, шумовиков, — рассказывает звукорежиссер Студии анимации ИКЦ Александр Ляш. — Звукорежиссер возглавляет процесс создания звука.

По словам Александра, звукооператор просто нажимает на кнопку, когда надо начать запись звука. Звукорежиссер же полностью продумывает звуковую концепцию. А еще он спорит с режиссером по поводу того, каким должен быть звук.

— Есть картинка, ты придумываешь, как это должно звучать. Мы получаем черновой монтаж, смотрим сцены, составляем таблицу, что происходит и какие звуки «видны». А еще пишем, каких звуков не видно, но они могут быть: петух, например, кукарекнул, кукушка кукукнула, собака лайнула, какие звуки окружения могут быть — фоновые звуки. Если режиссер картинки с тобой согласен, так бывает иногда, то получается кино, — смеясь, объясняет Александр.

Есть два подхода к записи звука: реалистичный и импровизационный.

— Звучит, например, в кадре деревянная ложка, звукарь расшибется, но найдет эту деревянную ложку и ее запишет. Пусть даже звук получится не очень, но зато это будет звук самой настоящей ложки, — говорит Александр. — Но если нужен звук дерева поярче, можно записать не ложку. Так, озвучивая «Щелпов» (очередная серия анимационного сериала «Уральские байки», работа над которым идет в Студии анимации — прим.), мы не стремились к тому, чтобы брать именно ложку и ею стучать. Просто брали дерево и стучали им по дереву.

Есть множество звукорежиссерских находок. Как, например, всем известный мешок с мукой, который при сжимании издает звук ступающих по снегу ног.

— Надо что-то записать, ищешь, как другие делают. Пробуешь. Нравится? Окей. Не понравилось — придумываешь сам. Я, например, обнаружил, что пленка из старых видеокассет прекрасно имитирует шорох травы. Целый мешок этих кассет привез, сидели, пленку выматывали, — раскрывает звукорежисеерские тайны Александр.

Иногда звукорежиссер записывает звук, рискуя собственным здоровьем. Например, для озвучки мультфильма про щелпов потребовался звук защелкивающегося капкана.

— Знать не знали, как он звучит, пока не принесли в студию и не пощелкали им, — рассказывает Александр. — Открывали, закрывали. Вещь достаточно опасная, можно остаться без рук.

Профессиональная деформация не дает звукорежиссерам смотреть фильмы просто так. По словам Александра, он начинает сразу же соображать, что могли применить или что применили, записывая этот звук, чем пошуршать, как это озвучить.

— Чтобы стать хорошим звукорежиссером, необходимо обладать слухом, желательно музыкальным. В идеале — абсолютным. Вкус должен быть, — напутствует Александр. — Но все это не стоит ничего, если ты не можешь с людьми договариваться. Потому что есть режиссер, который будет против всего, что ты делаешь. Нужно ему доказать свою точку зрения. Удивить. Если человек говорит, что надо сделать так, но ты точно знаешь, что это будет звучать хуже, надо как-то с этим бороться. Причем не войной, а дипломатией.

Больше всего в профессии Александру нравится возможность работать в современной студии:

— У нас современная студия, лучшее оборудование, не только в городе, но и в области. У нас отличная команда. Мы делаем лучшее кино. Можем профессионально записывать акустическую музыку: запишем потреково, сведем, все будет шикарно. Поздравления люди записывают, рекламу озвучивают — все благодарны.

Чтобы узнать все про услуги звукозаписи Студии анимации ИКЦ, звоните 8(343)288-76-54 (доб. 120) или +7 922 145 49 95.