Как музыка и слово приближали Победу — ГАУК СО "Инновационный культурный центр"
Как музыка и слово приближали Победу
22 мая 2020

Мы продолжаем знакомить вас с онлайн-версией выставки фотографий «Культурная жизнь Урала в годы Великой Отечественной войны».

Так, вы уже узнали об эвакуации Эрмитажа из Ленинграда в Свердловск, о том, как жили сотрудники музея на Уралео советском художнике немецкого происхождения Эрихе Борхерте, работавшем в годы Великой Отечественной войны в Каменск-Уральском, а также о жизни и творчестве Павла Бажова и Алексея Новикова-Прибоя.

Сегодня мы поговорим о работе Свердловской филармонии в непростое время.

Свердловская филармония была открыта незадолго до войны — в 1936 году — на базе симфонического оркестра под управлением молодого дирижера, выпускника Московской консерватории, приехавшего на Урал, Марка Павермана (1907-1993).

Симфонические программы Марка Павермана при участии ведущих музыкантов вызывали большой интерес. В довоенное время на «Декадах советской музыки» впервые были представлены симфонии Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, произведения уральских композиторов. В 1939 году на авторском концерте в филармонии Дмитрий Шостакович представил Первый фортепианный концерт.

Всего через пять лет после создания Свердловской филармонии началась Великая Отечественная война. Многие артисты ушли на фронт, другие выступали в госпиталях и воинских частях, на импровизированных площадках, приближая Победу. С самого начала войны музыканты выезжали на передовую в составе фронтовых бригад, где исполняли полюбившиеся слушателям песни «Катюша», «Смуглянка», «Журавли».

Даже в тяжелые военные годы в стенах Свердловской филармонии исполнялись и создавались музыкальные шедевры, помогавшие выстоять и победить. В День Победы, 9 мая 1945 года, оркестр филармонии под управлением Марка Павермана исполнял на сцене «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза.

Много лет в Свердловской филармонии работал замечательный артист разговорного жанра, которому аплодировала вся страна. Павел Родде (1901-1996) — конферансье-самородок из немецкой семьи цирковых артистов, работавший акробатом и позже блестяще овладевший искусством конферанса. Был сослан на спецпоселение в Нижний Тагил. Во время войны только в госпиталях он был организатором и ведущим более 800 концертов. В 1945 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» Президиумом Верховного Совета СССР.

В послевоенное время Павел Иванович был одним из инициаторов создания в Екатеринбурге Дома актера. Он был членом Правления Свердловского отделения Союза театральных деятелей на протяжении десятков лет, посвятив себя заботе об артистах. При его содействии в Свердловске установлено и восстановлено более сотни памятников артистам.

Фотографии для выставки предоставлены Государственным Эрмитажем (Санкт-Петербург), Государственным архивом Свердловской области (ГАСО), Свердловской областной универсальной научной библиотекой им. В. Г. Белинского, Центром документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), Государственным архивом административных органов Свердловской области (ГААОСО), Государственным архивом в г. Ирбите, Государственным архивом в г. Красноуфимске.

На фотографиях:

Концертная бригада Свердловской государственной филармонии. В центре Анатолий Маренич, Полина Емельянова, Павел Родде. 1950-е гг. ГКУСО «ГАСО». Ф.Р-2780. Оп. 2-ф. Д. 20.

П. И. Родде со зрителями во время его пребывания на спецпоселении в Нижнем Тагиле. 1945 г. ГКУСО «ГАСО». Ф.Р-2780. Оп. 2-ф. Д. 16.

Работники Свердловской филармонии. Слева направо: Павел Роддэ, Николай Лялин и др. 1950-е гг. ГКУСО «ГАСО». Ф.Р-2780. Оп. 2-ф. Д. 19.

Артисты эстрады Свердловской филармонии. Участники фронтовой концертной бригады. 1-й ряд: К. И. Спари, Т. Ф. Спари-Анучина, Е. А. Морозова, П. И. Роддэ, Г. Ландин, Л. Ф. Адрианова; 2-й ряд: Л. Подковарина, Чайковская-Смагина, Горбань-Маньон, В. П. Третьяков. 1953 г. ГКУСО «ГАСО». Ф.Р-2780. Оп. 2-ф. Д. 18.